Тверская область

Здесь рождается Волга!

Туризм в Тверской области
visitTver.com
Комитет по туризму » Правовая база » Законодательство Тверской области

Закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области

29 апреля 1998 года N 9-ОЗ-2


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ
И КУРОРТАХ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Тверской области
от 08.07.2002 N 48-ЗО; от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Принят
Постановлением Законодательного Собрания
Тверской области
от 29 апреля 1998 г. N 61-П-2

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты Тверской области предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям.
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы рационального использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, расположенных на их территориях.
Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях", принимаемых в соответствии с ними других законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Статья 1. Природные лечебные ресурсы области

К природным лечебным ресурсам относятся: минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения.
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании заключений соответствующих научных учреждений и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами здравоохранения.

Статья 2. Лечебно-оздоровительные местности

Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения, профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Лечебно-оздоровительная местность является охраняемой природной территорией, для которой устанавливается режим особой охраны. Решением органов государственной власти эта территория полностью или частично изымается из хозяйственного использования. По своим лечебно-оздоровительным факторам она может иметь федеральное, региональное и местное значение.

Статья 3. Курорты

Курорты - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Курорт может иметь:
- федеральное значение и находиться соответственно в ведении федеральных органов государственной власти;
- региональное значение и находиться в ведении органов государственной власти области;
- местное значение и находиться в ведении органов местного самоуправления области.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта регионального или местного значения определяются положением о данном курорте, утверждаемым органом исполнительной власти области.

Статья 4. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны

Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Статья 5. Курортный фонд области

В состав курортного фонда области включаются все выявленные и учтенные природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, находящиеся на территории области.
Курортный фонд области является неотъемлемой составной частью курортного фонда Российской Федерации.

Статья 6. Пользователи

Пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии.

Глава II. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И
ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области
(в ред. Закона Тверской области от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и иными нормативными правовыми актами.

Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания Тверской области

К полномочиям Законодательного Собрания Тверской области по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения относятся:
- установление порядка владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами в соответствии с законодательством;
(в ред. Закона Тверской области от 08.07.2002 N 48-ЗО)
- установление, в рамках своей компетенции, налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- утверждение Положения о целевом фонде сохранения и развития санаторно-курортного комплекса области;
- утверждение областных программ сохранения, использования и развития курортов регионального и местного значения и отчетов об их исполнении.
(в ред. Закона Тверской области от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Статья 9. Полномочия администрации Тверской области

К полномочиям администрации Тверской области по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:
- согласование с Правительством Российской Федерации вопросов признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения;
- признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения по согласованию с федеральными органами исполнительной власти на основании курортологических, гидрогеологических и других исследований;
- признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по предложению органов местного самоуправления на основании курортологических, гидрогеологических и других исследований;
- утверждение Положения о курорте регионального или местного значения;
- разработка и реализация областных программ освоения и охраны лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов;
- установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное и местное значение;
(в ред. Закона Тверской области от 08.07.2002 N 48-ЗО)
- определение форм и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Тверской области;
- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, включающих вопросы освоения и развития курортного потенциала Российской Федерации;
- управление и распоряжение природными лечебными ресурсами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- ведение учета природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения;
- участие в международном сотрудничестве в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 10. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти по координации деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах регионального и местного значения

Государственную политику в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха, координацию деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах регионального и местного значения реализует уполномоченный администрацией Тверской области орган.
Уполномоченный администрацией Тверской области орган осуществляет:
- ведение учета природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций Тверской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- координацию разработки и реализации областных программ освоения лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов;
- подготовку документов в администрацию области для присвоения территориям статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов, округов санитарной (горно-санитарной) охраны регионального значения, а также предложений в федеральные органы государственной власти и проектов программ по развитию курортов федерального значения;
- согласование всех видов хозяйственной деятельности и землепользования на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны в Тверской области;
- участие в разработке предложений по установлению налоговых льгот, способствующих развитию курортов области;
- организацию научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в целях расширения и научно обоснованного использования курортного фонда Тверской области;
- организацию работ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и аттестации кадров санаторно-курортных и оздоровительных организаций Тверской области;
- обеспечение, в рамках своих полномочий, контроля за соблюдением нормативных правовых актов и технико-экономических показателей по охране, освоению и использованию природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Тверской области;
- координацию деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций в рамках программ сохранения, использования и развития природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся:
- представление в администрацию Тверской области предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
- участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных программ развития курортов и курортных районов;
- контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ
РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И
КУРОРТОВ

Статья 12. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения производится постановлением Администрации области на основании документов, содержащих заключения гидрогеологических, курортологических, санитарно-эпидемиологических и других научно-исследовательских организаций по результатам исследований, обязательное проведение которых предусмотрено действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Закона Тверской области от 08.07.2002 N 48-ЗО)
Для создания курортов местного значения необходимо также соответствующее представление органов местного самоуправления.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения производится после предварительного согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Статья 13. Порядок предоставления природных лечебных ресурсов

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива.
Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных федеральным и настоящим Законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения геологической (гидрогеологической), экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Санитарная (горно-санитарная) охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Санитарная охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляется с целью сохранения их природных физических и химических лечебных и оздоровительных свойств, а также предохранения их от преждевременного истощения и загрязнения.
Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются администрацией Тверской области.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
(в ред. Закона Тверской области от 08.07.2002 N 48-ЗО)
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.
(в ред. Закона Тверской области от 08.07.2002 N 48-ЗО)
Контроль и надзор за обеспечением санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Тверской области осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области.

Статья 15. Финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления по созданию, развитию и охране лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(в ред. Закона Тверской области от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Решение вопросов создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется самостоятельно органами государственной власти Тверской области за счет средств областного бюджета.
Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления по вопросам создания, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Правовое положение санаторно-курортных и оздоровительных организаций

Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс преимущественно природными лечебными средствами (санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением), имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
Оздоровительные организации, предназначенные для отдыха населения (дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы, лагеря отдыха), имеют статус профилактических организаций.
Реорганизация санаторно-курортных и оздоровительных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм их собственности осуществляется с условием сохранения ими лечебно-оздоровительной специализации.

Статья 17. Имущество санаторно-курортных организаций

Имущество санаторно-курортных организаций (здания, сооружения, строения и иное имущество) используется исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Приватизация имущества санаторно-курортных организаций, находящегося в областной собственности, осуществляется на основании действующего законодательства и в соответствии с областными программами освоения лечебно-оздоровительных местностей и развития курортов и программами развития отдельных курортов.

Статья 18. Программный подход к рациональному использованию и охране природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Областная программа, наряду с программами развития отдельных курортов, разрабатывается в целях оздоровления населения, основывается на фундаментальных и современных достижениях науки, носит комплексный подход к вопросам рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Заказчиком на разработку областной программы выступает администрация области или уполномоченный ею орган.
Заказчиками на разработку программ местного уровня могут выступать пользователи, органы местного самоуправления, а также администрация области или уполномоченный ею орган.
Разработка программ осуществляется соответствующими научно-исследовательскими организациями или специально созданными временными научными коллективами с привлечением ученых и специалистов.
Программный подход предполагает:
- техническое задание на разработку программы;
- анализ состояния природных лечебных ресурсов;
- формулировку концепции, целей, задач, определение основных направлений и приоритетов.
Механизм реализации программы включает в себя:
- комплекс мероприятий;
- этапы, сроки исполнения, ответственных;
- расчеты на научное, правовое, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение реализации программы;
- схему управления реализацией программы.
Координацию выполнения областной программы осуществляет уполномоченный администрацией области орган.

Глава IV. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

(наименование главы IV в ред. Закона Тверской области
от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Статья 19. Контроль за исполнением настоящего Закона
(в ред. Закона Тверской области от 21.06.2005 N 86-ЗО)

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют Законодательное Собрание Тверской области, Администрация Тверской области, иные органы исполнительной власти Тверской области в пределах и формах, установленных законодательством Российской Федерации и Тверской области.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление настоящего областного Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области
В.А.МИРОНОВ
г. Тверь
29 апреля 1998 года
N 9-ОЗ-2

© 2008 — 2019

Создание сайта — «ИНПРОЕКТ» 

При использовании материала с
этого ресурса ссылка на
www.tverturism.ru обязательна.